Обо мне Зверинец Разнополость Чтиво Ведьмы Мастер и Маргарита Байки Диалоги Стартовая

Мой феминизм

 
   

Доклад этот написан мной для выступления на 3-ей Всеукраинской научно-методической конференции, посвященной философским аспектам осмысления современного мира. После выступления мне было задано много вопросов, которые еще раз подтвердили верность фактов изложенных в статье. Доценты и профессора - женщины высказались за то, что женщина должна бороться не за свою независимость, а искать в этом мире НАСТОЯЩИХ мужчин. На что я с улыбкой ответила, что проще самой стать мужчиной, чем гоняться за мифом...


В этом году наша страна отпраздновала 10-ю годовщину своей независимости. Это первый серьезный юбилей - время, когда можно подводить итоги и делать выводы. За прошедшее десятилетие Украина, как любое молодое государство, столкнулась со многими проблемами, которые приходилось решать, опираясь как на собственный исторический опыт, так и на опыт зарубежных стран. Кризис переходного периода, кроме экономических и политических вопросов затронул вопросы социальные, среди которых особо острой стала проблема положения женщины в формирующемся современном обществе. По словам Кофи Анана, генерального секретаря ООН, женщины в современном обществе продолжают оставаться в неравном положении по сравнению с мужчинами. Страны Запада имеют большой опыт борьбы за установление социального равновесия в вопросах пола, и их достижения должны стать во многом примером для Украины. Но, к сожалению, эти вопросы очень редко поднимаются в Верховной Раде, и за весь период независимости не сделано практически ничего, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Веками женщина занимала унизительное положение служанки своего мужа, не имея возможности реализовать себя как личность и раскрыть свои способности на профессиональном поприще во благо обществу. Лишь ХХ век внес коррективы, и женщина получила возможность заявить о себе. Однако законодательно установленное равноправие полов не обозначает окончание борьбы за гендерное равенство. Приходиться преодолевать не столько законодательные, сколько социально-психологические барьеры. Официально провозглашенное равноправие существенно не изменило положение женщин. Продолжается отчуждение от сферы политики и престижного образования, открывающего доступ к ключевым позициям в системе правления. Отсюда вытекает стереотип "мужчины - кормильца". Не смотря на то, что образовательный уровень женщины на порядок выше, чем у мужчин, их заработная плата ниже, а риск потерять работу значительнее. Как факт можно утверждать, что именно женщины чаще всего становятся жертвами безработицы. Оставшись без работы на грани выживания, многие женщины начали свое вхождение в рынок с того, что стали "челноками" и на собственном опыте испытали прелести "Малого и среднего бизнеса". Но обостренное чувство долга перед семьей и детьми помогло ей бороться с возникшими трудностями и успешно их решать. Чтобы реализовать себя и обеспечить семью материально, многие представительницы "слабого" пола были вынуждены в уже зрелом возрасте кардинально менять сферу деятельности, приобретая второе образование или повышая уже имеющуюся квалификацию. И здесь общественные стереотипы стали преградой для получения женщиной работы в перспективных и престижных отраслях, как, например, информационные технологии. Также не поддерживаются начинания в сфере собственного бизнеса: многие мужчины - бизнесмены упорно не желают признавать представительниц прекрасного пола как равноправных партнеров. С таким положением нельзя мириться, особенно в условиях мировой тенденции к установлению равноправия полов во всех сферах жизни.

Однако женщины сами почему-то пассивно относятся к своей роли в обществе, смиряясь с доминирующим положением мужчин. Подобная ситуация не характерна для западных стран, где женщина отвоевывает каждый кусочек своей свободы. Возникает вопрос: почему в нашем обществе женщины не чувствуют уверенности в своих силах, а многие вообще не считают нужным бороться за гендерное равенство, довольствуясь подчиненным положением? Ответ на этот вопрос стоит искать в славянской истории, где всегда очень сильны были патриархатные установки.

Так социологи выделяют два основных вида гендерных стереотипов: патриархатные и феминистические. Для патриархатных установок характерны следующие особенности: 1) убеждение, что в общественных и семейных отношениях должно существовать жесткое разделение мужских и женских ролей. 2) Взгляд, согласно которому мужчине принадлежит ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщине - подчиненная, пассивная;3) убеждение, что жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь - главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи - ценности мужчин; 4) предпочтение семейных отношений, в которых мужчина является главой семьи, вносит основной вклад в бюджет семьи; 5) предписывание женщине в качестве главной ее роли в обществе роли матери, т.е. поведения, связанного с рождением и воспитанием детей; 6) осуждение поведения женщины, в которой доминируют ориентации на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения;7) убеждение, что должны всячески закрепляться и развиваться отличительные черты в поведении девочек; 8) представление о том, что патриархатная модель общества естественна, обусловлена биологическими различиями полов; 9) осуждение равных прав женщины и мужчины.

Феминистские установки сознания включают в себя следующие аспекты:1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе; 2) неприятие существования в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей: 3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские; 4) убеждения, что женщины и мужчины в современном обществе имеют неодинаковые возможности для самореализации в различных сферах, и такое положение признается несправедливым; 5) принятие образа женщины (гендерного идеала), главными чертами которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни; 6) взгляд, согласно которому для женщины высокую ценность имеют профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации; 7) предпочтение семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других; 8) взгляд на воспитание детей, согласно которому общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка; 9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения; 10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни; 11) убеждение в необходимости глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желание перемен в общественной роли женщины и понимание важности практических действий в этом направлении.

Как ни обидно, но нужно признать, что в нашем обществе до сих пор доминируют патриархатные установки. Причем, их придерживается значительная часть самих женщин. Об этом свидетельствует ряд опросов женщин, когда в своем представлении о счастье на первое место они поставили детей и семью; на второе - устроенный быт, любовь, мужа; на третье - любимую работу и ее сочетание с семейными интересами; на четвертое - уверенность в себе и необходимость быть полезной людям; и лишь на пятое место - карьеру.
Вот здесь и открываются приоритеты, заложенные в сознании женщины с самого детства. А между тем карьера отражает установку женщины на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. Выбор карьеры как одного из стратегических направлений жизнедеятельности обусловливает избираемый женщиной тип социального поведения, степень активности, ориентацию на предпочитаемый стиль жизни. Взглянув же более масштабно не сложно заметить, что стремление выполнять социополовую роль не только ограничивает женщину социально и экономически, но так же ведет к накапливанию комплексов, в результате несоответствия предписанной роли. Ориентация на традиционные стереотипы мужественности и женственности, выстроенные как набор противоположных психологических качеств, не способствует гармоничному развитию личности, "зашоривает" ее, препятствует всестороннему раскрытию внутреннего потенциала.

Поэтому начинать борьбу за установление гендерного равенства нужно прежде всего с себя, с переориентации своего сознания и переопределения жизненных ценностей. Не изменив ничего в своем сознании, мы не можем рассчитывать на положительные перемены в обществе.


 
Contact me :       info@litcentre.ru